Preview

Вопросы радиоэлектроники

Расширенный поиск
№ 6 (2019)
Скачать выпуск PDF

РАДИОЛОКАЦИЯ И РАДИОНАВИГАЦИЯ

6-12 49
Аннотация

В статье анализируются статистические характеристики ионосферных погрешностей радионавигационных параметров в спутниковой радионавигационной системе (СРНС), их изменчивость в пространстве и времени, устанавливаются пространственно-временные эквиваленты. Указанные характеристики полезны при решении таких задач, как выбор типа контрольно-корректирующей станции (ККС), расчет рабочей зоны ККС, оценка эффективности применения дифференциального режима в аппаратуре потребителей СРНС, а также при исследовании других вариантов относительных местоопределений в СРНС. Для получения статистических характеристик влияния ионосферы на точность навигационных определений было проведено имитационное моделирование, в ходе которого потребитель помещался в случайную точку на поверхности Земли. Моменты времени и характеристики солнечной активности также выбирались случайным образом из интервалов их вероятных значений. Рассчитывались погрешности дальномерных измерений, первых и вторых разностей дальномерных измерений, сформированных определенным образом. Полученные данные представлены в виде вероятностных распределений ионосферных  погрешностей  и  их  статистических  характеристик  –   средних  и  среднеквадратических  значений. Определены пространственно-временные эквиваленты ионосферных погрешностей.

13-17 72
Аннотация

В статье предлагается новый метод определения местоположения источников радиоизлучения с борта летательного аппарата, отличающийся применением искусственной нейронной сети. Метод основан на использовании  персептрона Румельхарта, представляющего собой многослойную сеть прямого распространения. Предложена структура построения персептрона, и определен набор входных параметров. Проведено обучение персептрона  с  помощью  алгоритма  обратного  распространения  ошибки  на  выбранном  множестве  обучающих  примеров. Сравнение предложенного метода с двумя ранее известными показало, что его точностные возможности не уступают характеристикам известных методов, а в некоторых случаях превышают их при различных значениях среднеквадратического отклонения ошибки измерения пеленга. Новый метод требует значительных вычислительных затрат, однако может быть реализован в перспективных бортовых комплексах.

18-24 41
Аннотация

В статье анализируются проблемы, возникающие в процессе формирования радиолокационных изображений (РЛИ) в бортовых радиолокационных станциях (РЛС). На результат формирования РЛИ, особенно в условиях ограниченного  времени  обработки,  существенно  влияет  ряд  факторов,  которые  могут  снизить  качество  РЛИ и ограничить возможности их дальнейшего использования. Авторами выполнен анализ этих факторов и рассмотрены  некоторые  возможные  пути  снижения  их  влияния  и  улучшения  характеристик  РЛИ.  Предложен  новый адаптивный алгоритм обработки и формирования РЛИ, проведено моделирование его работы. Полученные результаты подтвердили эффективность разработанного решения, выражающуюся в улучшении качества сформированного РЛИ и его информативности. Предлагаемые новые алгоритмы обработки и формирования РЛИ требуют значительных дополнительных вычислительных ресурсов и объемов памяти, однако могут быть реализованы с использованием современных бортовых вычислительных средств.

25-29 45
Аннотация

В статье рассмотрен способ определения местоположения подвижного источника радиоизлучения с помощью двух подвижных пассивных радиолокаторов, расположенных на надводных кораблях, путем сравнения измеренных ими пеленгов на источник радиоизлучения с предполагаемыми для заранее определенного набора гипотез о его местоположении и движении (начальной дальности до источника радиоизлучения, скорости и курсе). Способ основан на выдвижении ряда гипотез, построении набора фильтров Калмана для каждой гипотезы, фильтрации с вычислением на каждой итерации сумм квадратов невязок, нахождении минимальной суммы, по которой делается вывод о текущей дальности до цели. При этом считается, что источник радиоизлучения в период функционирования  алгоритма  двигается  прямолинейно  с  постоянной  скоростью.  Предлагаемый  способ  позволяет определить дальность до источника радиоизлучения за время порядка 300 секунд с вероятностью 0,9.

30-37 56
Аннотация

В статье рассматривается вариант всесезонного и всепогодного комплекса обеспечения поисково-спасательных операций, проводимых с помощью летательных аппаратов в условиях Арктики. Создание подобного комплекса связано с активным освоением арктических зон Российской Федерации и трудностями, которые характерны для данных  регионов  страны:  экстремальными  природно-климатическими  условиями,  слаборазвитой  наземной и авиационной инфраструктурой и др. Перспективным направлением является разработка аппаратно-программных комплексов «улучшенного видения», включающих в себя разнородные датчики: телевизионные и инфракрасные камеры, радиолокационные станции, лидары. В статье определены основные функциональные задачи подобных комплексов, проведен анализ зарубежных и отечественных аналогов бортовых комплексов информационной поддержки проведения поисково-спасательных операций. Выявлено отсутствие систем, обеспечивающих одновременное решение всех отмеченных функциональных задач, в связи с чем предложен новый бортовой комплекс. В работе рассмотрены составные части предложенного комплекса: лазерно-телевизионный модуль, радиолокационные станции переднего обзора и зондирования подстилающей поверхности; представлены способы визуализации комплексированных многоспектральных изображений окружающей обстановки, а также формирования сообщений и сигналов об опасности.

38-45 64
Аннотация

Обеспечение безопасности низковысотного полета является одной из важнейших задач современной авиации. Возможным направлением ее решения является оценка рельефа местности в угломестной плоскости. Однако обработка радиолокационных сигналов в моноимпульсном режиме работы бортового радиолокатора с антенной системой эллиптической формы при решении задач пеленгации протяженных движущихся объектов и угломестной оценки рельефа местности в условиях маневрирования летательного аппарата (ЛА) имеет ряд особенностей. Поэтому важна оценка степени искажения сигнала в зависимости от угла крена ЛА. Авторами разработаны критерии,  проведены  математическое  моделирование  и  исследование,  позволяющее  качественно  и  количественно оценить степень влияния угла крена ЛА на изменение радиолокационного сигнала. Это позволяет разработать алгоритмы коррекции квадратурных составляющих радиолокационного сигнала.

46-52 63
Аннотация

В статье показано, что совместное использование диапазона радиочастот бортовым оборудованием радиотехнических систем ближней навигации (РСБН) и сетей связи стандарта LTE требует проведения как организационно-технических мероприятий, так и реализации мероприятий конверсии радиочастотного спектра по локальнотерриториальному  принципу.  Обращается  внимание  на  необходимость  совершенствования  бортового оборудования РСБН с режимами ближней и межсамолетной навигации с учетом потребностей пользователей национального частотного ресурса. Отмечается, что кардинальным решением проблемы конверсии рассматриваемой полосы частот является перевод бортового оборудования РСБН из отечественного частотного диапазона, занимаемого сетью связи LTE, в международный диапазон частот работы средств воздушной радионавигационной  службы  960–1215  МГц.  Решение  проблемы  совместного  использования  полосы  частот  791–821  МГц бортовым оборудованием РСБН и радиоэлектронными средствами сетей стандарта LTE на переходный период до завершения конверсии возможно путем сокращения частотного ресурса (каналов) для бортового оборудования РСБН с режимами ближней и межсамолетной навигации или перераспределения изначально выдвинутого на конкурс частотного ресурса для радиоэлектронных средств стандарта LTE-800.

53-59 75
Аннотация

Приведены результаты анализа причин и источников непреднамеренных ктивных помех в бортовой и наземной аппаратуре радиотехнической системы ближней навигации и посадочной радиомаячной группы (РСБН-ПРМГ), а также основных методов и средств обеспечения помехоустойчивости татного оборудования РСБН-ПРМГ на аэродромах РФ. Отмечается, что наиболее значимыми  источниками непреднамеренных радиопомех, оказы-вающих влияние на работу бортового оборудования РСБН воздушных судов при его ункционировании с радио-маяками РСБН и ПРМГ, являются базовые станции сетей сотовой связи стандартов диапазона 900 МГц, радио-электронные средства телевизионного вещания, а также базовые станции сетей сотовой связи стандарта LTE-800. Указывается, что с появлением в эксплуатации на аэродромах азимутально-дальномерных радиомая-ков (АДРМ) «Тропа-СМД» наметилось начало перевода радиоэлектронных средств системы РСБН-ПРМГ в меж-дународный диапазон частот. Вместе с тем обозначились проблемы в функционировании АДРМ «Тропа-СМД», связанные с электромагнитной совместимостью и штатной работой других радиоэлектронных средств (РЭС) в совпадающих полосах частот. Рассмотрены методы обеспечения электромагнитной  совместимости при функ-ционировании РЭС системы РСБН-ПРМГ в условиях сложной радиоэлектронной обстановки. Представлены предложения по обеспечению электромагнитной совместимости АДРМ «Тропа-СМД» на основе использования набора входных фильтров.

65-72 43
Аннотация

В статье представлена структура импульсной фазированной антенной решетки (ИФАР) субнаносекундного диа-пазона с системой автоматической синхронизации (САС) временного положения излучаемых сверхширокопо-лосных (СШП) импульсов. Рассмотрены аспекты реализации составных частей САС. Особое внимание уделено реализации временного дискриминатора. Доказана возможность создания временного дискриминатора САС субнаносекундного  диапазона  в  виде  бинарного  временного  компаратора  на  базе  быстродействующего D-триггера КМОП-серии. Показано, что при наличии джиттера выходного импульса генератора нелинейная мо-дель системы автоматической стабилизации параметра с характеристикой дискриминатора релейного типа сво-дится к линейной модели, позволяющей достаточно просто определить основные параметры и характеристики САС. Результаты приведенного анализа подтверждены лабораторными и стендовыми испытаниями элементов САС и макетных образцов ИФАР.

ОБОРУДОВАНИЕ

ОБРАБОТКА СИГНАЛОВ

НАДЕЖНОСТЬ

104-109 44
Аннотация
В статье рассматривается вопрос оценки гамма-процентной наработки до отказа электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства с жесткими требованиями к эксплуатационным характеристикам по стойкости к воздействию внешних факторов, а также к показателям надежности. В настоящее время требо-вания к гамма-процентной наработке до отказа ЭКБ, комплектующей современную радиоэлектронную аппарату-ру (РЭА), могут достигать 150 000 часов при значениях γ = 99%. В связи с увеличением требований, предъявляе-мых  к  данным  изделиям  в  части  показателей  безотказности,  возникает  необходимость  развивать  новые направления и методы теории надежности. В частности, предлагается оценивать гамма-процентную наработку до отказа на основании результатов измерений параметров-критериев годности, контролируемых при ускорен-ных испытаниях на безотказность.


ISSN 2218-5453 (Print)
ISSN 2686-7680 (Online)